Самарский авиазавод чудом избежал полного уничтожения. Предприятие столкнулось с огромными трудностями после развала СССР, когда на завод зашли так называемые «эффективные менеджеры».
Как уже сообщал «Прогород Самара», самарский завод «Авиакор» начинает работу над новым самолетом на 44 пассажирских места ТВРС-44 под названием «Ладога». Об этом на заседании штаба по устойчивости экономики при правительстве Самарской области заявил гендиректор предприятия Алексей Гусев.
«Мы должны сделать четыре фюзеляжа для испытаний и сертификации нового самолета. Мы сохранили все компетенции после того, как заморозили программу по Ан-140, сейчас начнем активно производить новую технику», – отметил Гусев.
Фото: aex.ru
По словам главы предприятия, контракт с Уральским заводом гражданской авиации, который по заказу Минпромторга России разрабатывает новый самолёт, был подписан в середине марта.
Губернатор Дмитрий Азаров подчеркнул, что в нынешней ситуации важны вопросы импортозамещения и дополнительной загрузки самарского легендарного предприятия. «Вместе с вами мы продолжим работу и по другим проектам. Будем работать и с госкорпорацией, и с Минпромторгом России», – добавил Азаров.
Также на заводе приступят к разработке среднемагистрального самолёта на 75 пассажирских мест. Ожидается, что он станет преемником легендарного ТУ-154.
Аббревиатуру ТВРС-44 следует расшифровывать как «турбовинтовой региональный самолёт на 44 пассажирских места. Для судна были специально разработаны новые двигатели в подмосковном «ОДК-Климов». Судно сделают на основе созданного еще в социалистические времена, но не успевшего выйти в серийное производство чехословацкого самолета L-610. В конструкцию внесено множество изменений, а часть узлов и вовсе «перекочевала» на новый самолет с уже освоенных самарским заводом моделей.
Самолет сможет взлетать с грунтовых аэродромов, работать в неблагоприятных погодных условиях, выдерживать перепады температуры.
При этом расход топлива у «Ладоги» будет в два раза меньше, чем у Як-40. Серийный выпуск планируется начать в 2024-2025 годах. Самым крупным подрядчиком в создании «Ладоги» станет именно самарский «Авиакор».
ТВРС-44 получил название «Ладога» при достаточно курьёзных обстоятельствах. В конце января на совещании по авиастроению в Воронеже премьер-министр Михаил Мишустин призвал думать о брендировании новых отечественных самолетов и давать им названия без сложных аббревиатур, которые никто не может запомнить. В качестве примера был упомянут 44-местный турбовинтовой лайнер ТВРС-44. В Минпромторге пообещали оперативно провести конкурс на название самолета.
Согласно данным СПАРК, основные компетенции предприятия «Авиакор – авиационный завод» сегодня: строительство самолетов, капремонт и техническое обслуживание различных типов воздушных судов, компонентное производство. Ранее завод специализировался на выпуске самолетов Ту-154 и долгое время являлся одним из флагманов мирового авиастроения. «Авиакор» через «Русские машины» принадлежит Олегу Дерипаске. Предприниматель получил компанию еще в апреле 1999 года, почти 15 лет он без особого успеха пытался наладить выпуск турбовинтовых Ан-140 в кооперации с харьковским заводом «Антонов».
Однако после госпереворота на Украине в феврале 2014 года, на фоне последовавшего за ним конфликта между Киевом и Москвой самарско-харьковская кооперация была разорвана.
Сейчас «Авиакор» в основном ремонтирует и модернизирует стратегические бомбардировщики Ту-95МС. Рентабельность по военным контрактам, по информации СМИ, довольно низкая – около 3-5%. Еще предприятие ремонтирует пассажирские Ту-154, которых в мире осталось всего около 40 штук. Сегодня компания «еле-еле выживает», жаловались на анонимных условиях рабочие автору статьи, ремонтных денег не хватает даже на зарплаты. Много лет завод приносит сплошные убытки – например, по итогам 2019 года он составили свыше 400 млн рублей. Более свежих данных в открытом доступе нет.
Данные СПАРК.
Дерипаска в апреле 2019-го даже рассматривал возможность отказа от актива, однако это решение так и не было принято. В январе 2021 года сообщалось, что «Авиакор» получит из федерального центра почти 600 млн рублей. Премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением выделил эти деньги – цитата – на реализацию мер по предупреждению банкротства в рамках программы «Стимулирование ОПК». Предполагалось, что выделенные кабмином средства покроют часть накопившихся убытков.
Ранее сообщалось, что «Авиакор» может перейти под управление госкомпанией. Основная проблема авиазавода – долг в сумме около 2 млрд рублей. В основном это неотработанный аванс Минобороны РФ на поставку пяти самолетов Ан-140-100 в связи с форс-мажорными обстоятельствами, связанными с событиями на Украине.
Фото: ТЕРРА
По оценкам экспертов, при реализации амбициозного проекта властям региона и руководству заводу придется решить множество проблем. Главные из них:
– устаревший станочный парк;
– нехватка квалифицированного персонала;
– неразвитость системы техобслуживания и послепродажной поддержки;
– некоторые цеха «Авиакора» сейчас вообще стоят без станков и стекол, часть помещений сдали в аренду посторонним компаниям-торговцам.
Чтобы завод полноценно запустить нужно сначала «выселить» арендаторов, провести генеральный ремонт, докупить нужное оборудование.
Самарский авиазавод чудом избежал полного уничтожения. Предприятие столкнулось с огромными трудностями после развала СССР, когда на завод зашли так называемые «эффективные менеджеры». В лихие девяностые и нулевые годы с завода массово вывозили на металлолом станки с ЧПУ, многие рабочие-ветераны тогда буквально плакали. К счастью, надеются специалисты, времена «предателей-злоумышленников» прошли. За 3-5 лет, при упорной работе и должном государственном финансировании, все проблемы «Авиакора» можно решить.
Напомним, санкции Запада, введенные из-за спецоперации на Украине, сильно ударили по отечественной гражданской авиации. Перевозчикам запретили использовать зарубежные самолеты Boeing и Airbus.
Самарская «Ладога» станет ответом на западные санкции.
Читайте также: Как воспользоваться программой «трейд-ин» для жильяНастанет белая полоса: Павел Глоба предупредил представителей 3 знаков о глобальных переменах в апрелеЕгор Крид в шутку покинул шоу «Голос.Дети» после выступления самарчанки Анисии НизовцевойЕгор Крид в марте 2022 года в шутку покинул шоу «Голос. Дети» после выступления самарчанки